Служебные трамваи

Оригинал взят у mymaster в Служебные трамваиОб обычном и не очень обычном пассажирском транспорте мы говорили ранее. А сегодня предлагаю поговорить о технических вагонах городского электротранспорта.

Тут открывать парад предстоит конечно снегоочистителям.

Вот например, снегоочиститель ГС-4. На фото - он со старым вариантом кузова, есть аналогичные снегоочистители с новым вариантом. Так как снегоочистители - вагоны полезные и нужные в каждом хозяйстве, то их выпускалось довольно много, с разными вариантами исполнения. ГС-4 выпускался в Нижнем Новгороде и в Самаре. Как можно догадаться до этого были варианты ГС-1, ГС-2, ГС-3...

В Самаре выпускались также снегоочистители ВТК-1.

Но это если говорить о снегоочистителях с механической рабочей системой. А бывают еще снегоочистители с воздушной системой. Грубо говоря это могучие вентиляторы на рельсах, которые потоком воздуха выдувают рыхлый снег со своего пути. Вот вихревой снегоочиститель новосибирского производства в Затоусте:

Надо отметить, что вагоны с одинаковыми принципами работы делались на разных "шасси". Например в Самаре есть вихревой снегочиститель сделанный на базе вагона Татра Т3, а не на базе 71-605 вагона. Аналогично есть спецвагоны сделанные Петербургским заводом ПТМЗ - они, как правило, собраны на базе ЛМ-68. Однако, как правило, выпуском спецвагонов занимались в СССР специальные вагоно-ремонтные заводы, имевшие свою специализацию и свое базовое "шасси".

Вот например московский завод СВАРЗ выпускал рельсотранспортеры.

А потом их стал выпускать Воронежский ВРРТЗ

ВРТТЗ имел собственное КБ, и вообще был очень крупным центром вагоностроения. Вот, например, там выпускались еще вагоны-хопперы для перевозки песка и щебня.

Еще один важный воронежский вагон - рельсошлифовальщик. Дело в том, что особенностью эксплуатации рельсового транспорта является волнообразный износ рельса. Некоторые части рельса "протираются" колесами и рельс становится с горками. На таком пути вагоны громыхают... поэтому пути надо шлифовать. Для этого и выпускаются рельсошлифовочные вагоны, у которых в тележках установлены шлифовочные машины.

Но и это еще не все. Есть специальные трамваи для ремонта контактной сети. Вот например - вагон-вышка, оборудован дизелем, для движения по обесточенным участкам пути.

А вот вагон - лаборатория контактоной сети. Контролирует напряжение и правильность подвески контактного провода. Оборудован двумя пантографами - ходовым и измерительным.

В Перми изготавливались вагоны-краны:

А уж какие местные ТТУ делали поделки! Чего только не бывало... Вот например - знакомьтесь, трамвай-пылесос:

Или поливомоечный трамвай. Он нужен для очистки желоба рельса струей воды, правда газон полить тоже можно.

Но лучше всех, конечно, отжег Питер - они притащили себе полноценную железнодорожную путирехтовочную машину! Она не вписывается в повороты, так что катают ее на специальном прицепе.

Заметьте, я тут вообще не говорил о учебных вагонах, в которых электрооборудование вынесено для наглядности в салон, ну или там вагонах для служебной развозки. Есть еще рельсосварочные вагоны - но их я тоже не стал касаться. То есть для того, чтобы вы нормально могли ездить на трамвае в депо должно храниться много чего такого, во что по началу сложно поверить.